Муар – роскошь и красота ткани с изысканным мерцанием и иллюзией узора

Ткань муар зеленая Ткани

Шелковая ткань с муаровым эффектом на поверхности полотна в виде волнообразных разводов, будто застывших на водной поверхности, знакома многим по картинам известных художников XVIII-XIX столетий. В дорогие камзолы и платья из ткани с переливчатым узором, меняющим форму и оттенки при разном освещении, одевались тогда аристократки и светские дамы, царствующие особы, известные и влиятельные люди того времени.

Платье из муаровой ткани, которую поначалу привозили из Франции, считалось признаком достатка, утонченного вкуса и высокого положения в обществе. «По одежке встречают» – эта поговорка очень даже подходит к муаровой ткани. Что же это за ткань, как удается получить необыкновенный эффект на лицевой поверхности полотна, чем отличаются ее современные виды от старинного аналога и что шьют из этого материала любители стильных и необычных вещей, расскажем в этой статье.

Немного истории

Предположительно, техника обработки шелковых тканей с образованием оптического эффекта пришла в Европу с Востока. Первой европейской страной, где стали производить муар с XVIII века, была Франция. Особенно популярной эта ткань была в эпоху кринолинов. Переливающиеся широкие юбки, дневные нарядные платья и открытые вечерние туалеты были восхитительны. Из роскошной материи также шили текстиль для креативных и винтажных интерьеров, красивые шторы.

Попав в Россию, муаровая ткань прижилась быстро и надолго. Из эффектного материала, содержащего в полотне дополнительную серебряную или золотистую нить, создающую эффект струящихся потоков воды, шили дамские туалеты, орденские ленты, отделывали мужскую одежду. Лучшей фабрикой в России, где производили востребованный материал и орденские ленты, была фабрика Н. Серебряникова в Петербурге.

Русский библиограф и историк искусств В. А. Верещагин при описании женской моды отмечает, что платья из муаровой ткани (громуара) в России стали носить с начала XIX века. И эта любовь к роскошной ткани сохранилась на столетия. Русские поэты И. Северянин, А. Белый воспевали красоту женщин в нарядах из муаровой ткани, привлекающей внимание игрой света на однотонной поверхности полотна. Художники писали их портреты, позволяя нам и сегодня любоваться изысканными платьями.

Великолепные наряды из муара русской императрицы Марии Федоровны можно увидеть и сейчас в Эрмитаже.

Вечернее платье из шелка, бархата, металлических и шелковых нитей с муаровой лентой императрицы Марии Федоровны
Вечернее платье из шелка, бархата, металлических и шелковых нитей с муаровой лентой императрицы Марии Федоровны
Визитное платье императрицы Марии Федоровны
Визитное платье императрицы Марии Федоровны
Платье из муара императрицы Марии Фёдоровны
Платье из муара императрицы Марии Фёдоровны
Петр Бажанов. Портрет адмирала Ф. Ф. Ушакова
Петр Бажанов. Портрет адмирала Ф. Ф. Ушакова

Одежда из муара в России практически не выходила из моды до начала XX века, а точнее, до революции 1917 года.

Что такое ткань муар, ее состав и свойства

Ткань с муаровым эффектом тонкая, но достаточно плотная. Во всяком случае на свету не просвечивает. Шелковые нити основы придают ему шелковистость и мягкость. Это однотонный гладкокрашеный материал.

Лицевая сторона полотна выглядит необычно. И это характерная особенность ткани. Чтобы добиться муарового эффекта, при обработке ткани используют особый способ тиснения – каландрирование – или определенные виды переплетения с изменением натяжения нитей утка и основы. Шелковое полотно, обработанное одним из этих способов, в зависимости от угла зрения и освещения, преломляется, бликует и напоминает струящуюся воду или волны.

Ткань муар бирюзовая

Такое сходство, видимо, определило название этой материи. С французского «moire» переводится, как «переливающийся» или «волнующий». Хотя по вопросу происхождения названия материала единого мнения нет. По одной из версий, муар, так же, как и любая роскошная ткань, тем или иным образом связан с Востоком.

Последователи этой теории считают, что термин «муар», который стали использовать во Франции в начале XIX века, происходит от другого, более раннего французского слова «moirer». Оно же может происходить от слова «mohair» – которое обозначает тонкую обработанную шерсть ангорской козы. Термин «mohair» относится к XVI веку и его связывают с арабским словом «мухайяр» («отборный», «избранный»). Основываясь на этом умозаключении, исследователи делают вывод о восточном происхождении ткани муар.

Термин «муаровый», «муаровый цвет» сейчас используют не только применительно к ткани с оптическим эффектом и для обозначения техники ее обработки. Например, так называют определенный вид бумаги с тиснением. В фотографии и графике этим словом обозначают изображения, напоминающие волнообразные полосы или сетку.

Ткань муар изготавливают из разного сырья. Но лучший результат достигается на шелковых тканях. Собственно, поначалу для получения муарового эффекта всегда использовали только натуральный материал из шелковых нитей. Позже появился полушелковый муар – сочетание хлопковых нитей в утке с шелковыми в основе. Сейчас при производстве муаровых тканей, помимо натуральных шелковых и хлопковых волокон, используют искусственные и синтетические нити – вискозные, полиэстеровые, ацетатные. Но независимо от состава, на поверхности полотна всегда присутствует муаровый эффект.

Сегодня вещи из шелкового муара – редкость, да и стоят они недешево. Но использование более дешевых синтетических и искусственных нитей сделало ткань доступнее, более прочной и износостойкой.

Ткань муар розовая

Наибольшую прочность и самый высокий показатель стойкости к истиранию демонстрирует муаровое полотно с полиэстером. Оно в 5 раз превосходит по этому показателю муар на основе шелка. Практичную ткань используют для гардин, отделки стен и мебели и для пошива одежды. Однако, синтетический муар – не лучший выбор для одежды, так как он плохо пропускает воздух.

Ткань выпускают однотонной, разной по толщине и плотности. Перед ее производством нити предварительно окрашивают в разные цвета темных и светлых оттенков – яркие красные, желтые, зеленые, бирюзовые, оранжевые.

Основные производители муаровых тканей – Китай, Турция, Франция, Италия, Бельгия.

Особенности производства

Главное отличие муаровой ткани – это характерные волнообразные переливы на ее поверхности. Процесс получения муарового эффекта в упрощенном виде выглядит примерно так. Сначала из предварительно окрашенных в нужный цвет шелковых, хлопковых, полиэстеровых нитей производят полотно, переплетая однородные или смешанные волокна простым полотняным способом. В процессе дальнейшей обработки готовое полотно приобретает тот самый муаровый эффект – характерный, переливчатый узор, который меняет цвет и форму в зависимости от преломления света.

Это достигается следующими способами обработки полотна:

  1. Каландрирование тканей – основной способ получения декоративного переливчатого эффекта и муарового узора

Это процесс отделки, который используется для истончения, покрытия, сглаживания материала. На муаровых однотонных тканях, которые прокатываются несколько раз при высоком давлении через горячие гравировальные вальцы или каландры, создается особый эффект увлажнения и объемный волнистый рисунок, который красиво переливается на свету.

Ткань муар голубая

Круглые нити основы и утка, переплетенные полотняным способом, при этом сплющиваются, сдвигаются, меняя направление и смещаясь в сторону. Такое искажение образует на поверхности полотна оптические блики, придавая ткани особый блеск. Шелковая ровная и гладкая поверхность деформируется, на ней появляется заломы, которые преломляются при разном освещении и образуют волнистый, переливающийся узор, линии которого не повторяются.

Каждый по-своему трактует впечатления, полученные от узора, напоминающего голографический рисунок. Кому-то он напоминает волны, кому-то древесные кольца на срезе дерева.

Полотно, прошедшее процедуру каландрирования, более нежное, чем подобный материал, не обработанный таким способом. А ценность ткани возрастает, чем четче и ярче муаровый отлив.

  1. Смена способа переплетения нитей и чередование их в определенном порядке

Это еще один способ создать на ткани эффект оптического муарового узора. Но не такой распространенный, как каландрирование. При такой технологии на этапе изготовления полотна происходит чередование разных типов плетения в определенном порядке. За счет этого получается повторяющийся, объемный узор с характерным сильно выраженным отливом.

  1. Техника многослойного наложения полотен

В хаотичном порядке накладывает друг на друга тонкий сетчатый материал в несколько слоев. При этом нити не совпадают, сдвигаются в разном направлении и создают на готовом гладком полотне оригинальный мерцающий узор.

Виды муаровых тканей

В этой группе выделяют, прежде всего, громуар и антик. Они отличаются друг от друга в основном характером рисунка.

Виды ткани муар

Плотный громуар (гримуар)

Дорогая муаровая ткань с яркими переливами и относительно мелким оптическим рисунком, если сравнивать ее с антиком. Громуар производят из лучших сортов шелка, используя специальную технологию – каландрирование.

Состав ткани может быть не только однородным, но и смешанным.

Муар-антик – ткань с крупным, выраженным рисунком

Этот более тонкая и легкая, чем громуар, красивая шелковая ткань с переливающимся на свету объемным рисунком и броскими разводами на лицевой стороне, с резкими переходами от темных оттенков к более светлым. Оптический муаровый эффект и градиентный матовый перелив достигается способом особой техники переплетения нитей со смещением.

Муар многослойный

Оригинальный рисунок и впечатление сияющей поверхности, переливающейся разными бликами при разном освещении, достигается в этой разновидности муаровой ткани за счет несовпадающих краев и нестыковки, наложенной друг на друга слоями в хаотичном порядке сетчатой, прозрачной ткани из хлопка, вискозы, вплетенных шелковых нитей.

Многослойный муар производят в небольшом количестве.

Бархат-муар («moire velour»)

Это пластичный, отлично драпирующийся, с эффектной игрой тени и света материал, название которого переводится, как бархат с эффектом «застывших волн». По внешним признакам его относят к одному из видов современного муара. Однако в производстве этой ткани с муаровым рисунком используется совершенно другая технология. Оригинальный узор на бархате образует густой ворс разной окраски и длины. При небольшой добавке эластичных нитей получается хорошо тянущийся материал. Шьют из него роскошные вечерние платья.

Плюсы и минусы ткани

Эффектная муаровая ткань с высокими потребительскими свойствами относится к категории премиум-класса.

Ткань муар лазурная

Изначально не очень прочный и деликатный материал, с использованием в его производстве синтетических и искусственных волокон, приобрел такие свойства, как:

  • высокая прочность (зависит от состава и плотности);
  • износостойкость;
  • способность хорошо держать форму в изделиях и красиво драпироваться.

К лучшим качествам материи относят:

  • нарядный и эффектный, изысканный вид материи;
  • шелковистость и мягкость.

Ткань муар фиолетовая

Недостатки:

  • материал в составе с синтетикой плохо пропускает воздух;
  • капризен в уходе – удалить появившиеся пятна от воды и загрязнения – не самая простая задача;
  • нежелательно использовать ткань там, где предполагается постоянное трение – например, в чехлах для мебели, в нарядных брюках;
  • на ткани при неправильном хранении появляются устойчивые заломы, от которых впоследствии сложно избавиться;
  • высокая стоимость;
  • не самые высокие гигиенические показатели – электризуемость, теплозащитность, воздухопроницаемость, гигроскопичность на уровне среднего и ниже.

Ткань муар черная

Что шьют из муара

Из гладкокрашеной шелковой или полушелковой переливающейся ткани, которая, как и прежде – одна из лучших для пошива изысканного текстиля для дома и нарядной, имиджевой одежды шьют:

  • вечерние и свадебные платья из шелкового и полушелкового муара;
  • нарядные мужские сорочки и женские блузки из смесовых волокон муарового сатина-жаккарда;
  • театральные костюмы и одежду для концертов;
  • нарядные головные уборы;
  • модные аксессуары;
  • красивые занавеси и шторы любого кроя, декоративные подушки, скатерти из дешевых синтетических аналогов классического муара, отличающегося повышенной износостойкостью, прочностью и практичностью;
  • муаровые ленты для оформления наград.

Также материал используют для отделки мужской одежды и как подкладку, реже ткань идет на обивку стен, парадной мебели, на декорации. Особенно эффектно цветовые переходы выглядят на больших гладких поверхностях, где не используются конструктивные швы. К тому же муаровые ткани отлично сочетаются с бархатом, органзой, льном.

Особенности работы с муаровым полотном

В производстве ткани муар используется разное сырье – натуральный шелк, синтетические или искусственные волокна. От этого зависят нюансы работы с муаровой тканью и особенности ухода за изделиями из нее. Однако, вне зависимости от состава, полотно перед раскроем рекомендуется проглаживать с изнанки без применения воды. Для шитья потребуются прочные, но тонкие швейные иглы и нитки. Раскрой желательно производить, разложив муаровое полотно на другую нескользящую и более прочную ткань.

Ткань муар серая

Как ухаживать за муаровыми тканями

Вещи из муара прослужат долго, не утратив вида, если за ними правильно ухаживать:

  • Вещи из натурального шелка лучше чистить в химчистке. Не стоит экспериментировать – есть риск испортить дорогую вещь.
  • Шторы, одежду с муаровым узором из полиэстера и ацетата можно постирать дома. Лучше вручную. Бережно и нежно.
  • Автоматическая стирка без отжима на деликатном режиме при температуре воды не более 30°допускается.
  • При стирке использовать мягкие моющие препараты, лучше жидкие.
  • Перед сушкой вещи нужно хорошо расправить, чтобы на полотне не образовались заломы. Сушить на ровной поверхности.
  • Гладить ткань можно, выбирая температуру нагрева в соответствии с составом ткани. Утюжить с изнанки. Следить, чтобы на ткань не попали капли воды. Иначе на муаровой поверхности останутся заметные пятна. Плохо разглаживающиеся заломы можно попытаться убрать, аккуратно подержав их под струей пара.
  • При хранении муаровый домашний текстиль складывать аккуратно, а одежду из этой ткани повесить в шкаф на плечиках.

Наталья Кадацких

Дизайнер по шторам с 20-летним опытом. Прекрасно разбираюсь в различных видах тканей и материалов. Делюсь секретами профессионального мастерства, последними трендами в мире тканей и текстильного декора.

TkanExpert.ru
Добавить комментарий