Тафта – плотная ткань с глянцевым блеском для вечерних нарядов и изысканного декора

Тафта Ткани

Тафта – роскошный по фактуре и цвету материал, любимец королевских и княжеских особ прошедших столетий. Старинный текстиль дошел до наших дней, приобрел новые качества и по-прежнему активно используется. И не только в одежде. Об истории возникновения ткани, ее свойствах и особенностях, о том, что шьют из тафты и как за ней ухаживать, поговорим в этой статье.

Немного истории

Тафта – это тонкая, плотная ткань с блестящей поверхностью, изготовленная из хлопковых, шелковых или синтетических туго скрученных нитей основы и утка способом полотняного переплетения.

Эта технология не нова. В восточных странах так ткали изысканный текстиль уже в XIII-XIV веках. Только тогда в качестве сырья использовали исключительно натуральные шелковые нити. Сейчас же – это в основном хлопковые волокна, вискоза и даже синтетика – полиэстер и ацетат.

Полотняное переплетение и очень тугая скрутка нитей придавали материалу особую текстуру и глянец, что делало ткань праздничной, дорогой и жесткой, способной образовывать складки, создавать нужный объем и хорошо держать форму. При пошиве пышных моделей с красивыми драпировками, которые были в моде в прошлых столетиях, – эти качества ткани очень ценились.

Старинное платье из тафты

Первые упоминания об этой материи связаны с историей и культурой Византии, откуда, собственно, она и попала в Россию. Однако, ее родиной считается Персия. Косвенно на это указывает название ткани «taft», которое переводится с персидского как «сотканное».

Русская знать, бояре быстро оценили качество новой ткани. И вскоре по популярности тафта мало чем уступала другим дорогим привозным материям – бархату, парче, муару, атласу. Тафтой «крыли» шубы – то есть украшали прочной и красивой тканью верхнюю часть шубы, которую тогда носили мехом внутрь.

Из расшитой тафты шили мужские кафтаны, из тонкой и яркой материи – платки и сарафаны. Красивой тканью отделывали нарядные рубашки, душегреи, головные уборы, шили занавески и даже знамена.

Особенно часто стали использовать плотный, красивый материал в XIX веке, когда в моду вошли пышные нижние юбки и кринолины. Именно из него удавалось создавать объемные драпировки, пышные силуэты с жесткими складками.

Современная тафта, безусловно, мало общего имеет со старинными образцами ткани. Тем не менее их объединяет своеобразная фактура нарядного материала.

Состав и свойства ткани

Использование в современном производстве в качестве сырья других натуральных, искусственных и синтетических волокон послужило толчком к появлению на текстильном рынке новых разновидностей тафты.

Крэш тафта

Условно их можно поделить на несколько категорий:

  • натуральная (из шелковых нитей шелкопряда, хлопка, реже льна);
  • искусственная (из ацетатных и вискозных волокон);
  • смесовая (из натуральных волокон и синтетики в различных пропорциях).

Состав ткани влияет на стоимость готового текстиля и его потребительские характеристики.

Тафта хамелеон

Классическая натуральная тафта ценится больше всего. Для нее свойственны гигроскопичность, способность «дышать», износостойкость, гипоаллергенность. Используют ее чаще всего для пошива одежды.

Смесовые и искусственные разновидности материи зачастую визуально мало чем отличаются от натуральной тафты. К тому же искусственные и синтетические добавки снижают стоимость ткани, делают ее прочнее, улучшают некоторые свойства.

Смесовые ткани также подходят для одежды. Но чаще это мебельная обивка, шторы. Синтетический состав чаще всего присутствует в подкладочных тканях.

Получение тафты из очень туго и сильно скрученных и переплетенных натуральных, синтетических, вискозных нитей с применением полотняного переплетения – процесс сложный. Особенно когда все делалось вручную. Но усилия вполне себя оправдывают. На выходе получается тонкое полотно с высоким показателем плотности. Тем более что сейчас тафту производят на ткацком промышленном оборудовании и выпускают в большом количестве.

Производство тафты

В процессе дальнейшей отделки ткань приобретает характерную жесткость. Но при этом она сильно мнется.

На свойства готового материала влияет способ его окрашивания. Полотно, сотканное из окрашенных нитей, получается более жестким, хорошо держит форму. Используется для изготовления корсетов, бальных платьев. Полотно, окрашенное «куском», то есть после его изготовления, намного мягче. Его используют как подкладочный материал, шьют из него покрывала, шторы.

Виды тафты по составу

Качество готового материала и его характерные особенности определяет состав тафты, которая может полностью состоять из натуральных волокон или выпускаться с добавлением синтетических нитей.

Шелковая – блестящая и прочная ткань на натуральной основе. Красивая и дорогая. В ее производстве используются нити тутовых шелкопрядов, которых выращивают для этих целей специально.

Шелковая тафта

Хлопковая – не уступает по прочности шелковой, но дешевле. Отличается фактурной поверхностью – из-за использования при плетении нитей высокого качества разной толщины. Хорошо впитывает влагу, очень мягкая.

Вискозная тафта – ткань с характерным блеском и скользящей поверхностью из натуральных волокон искусственного происхождения. Визуально напоминает шелковое полотно. Однако, вискозная ткань менее прочная и ее волокна уязвимы к воздействию влаги.

Ацетатная тафта – недорогая, но устойчивая к истиранию, прочная материя искусственного происхождения из ацетилцеллюлозных нитей.

Ацетатная тафта

Льняная – материал по свойствам напоминает хлопковую тафту. Но этот вид ткани встречается не так часто.

Полиэстеровая – синтетическая материя из высококачественного полиэстера. Внешне мало отличается от хлопка и шерсти.

Вопрос эксперту
Чем тафта отличается от таффеты?
Наталия Матасова
Эти две материи объединяет шелковистый блеск, гладкая поверхность и схожее название. Однако, сходство, этим и ограничивается. Полиэфирный шелк или таффета, в составе которого содержатся полиэстер или нейлоновые нити, гораздо дешевле тафты и выглядит не так роскошно.

Кроме разновидностей тафты, которые отличаются друг от друга составом, ткань классифицируют по фактуре, способу окрашивания, расцветке.

Разновидности тафты по цвету и рисунку

Одноцветная тафта – такое полотно получается, если были использованы в основе и утке нити одного цвета и одного тона. Гладкокрашеный однотонный материал подходит для домашнего текстиля.

Однотонная тафта

Набивная тафта изготавливается способом набивки красками цветного узора или рисунка на готовое однотонное полотно. Печатный рисунок первоначально наносился на текстиль вручную. Сейчас для этого используют специальные станки. Недостаток этого способа – материал выцветает на солнце. А при использовании некачественных красителей при стирке линяет.

Набивная тафта

Хамелеон (шанжан) – пример текстиля с эффектом плавно перетекающего цвета из одной тональности в другую. Поперечные и продольные нити хлопка, шелка или полиэстера, используемые в полотне, окрашивают в разные оттенки, которые образуют на готовой ткани роскошные переливы.

Шанжан

Разновидности тафты по фактуре

Ткань тафта может быть гладкой, набивной, гобеленовой, жатой, иметь разную плотность. Рельефная поверхность полотна образуется при применении особого плетения и различной отделки, при использовании нитей различной текстуры и толщины.

Гладкая – ткань с ровной, гладкой поверхностью без каких-либо узоров и шероховатостей. Подходит для пошива домашнего текстиля и одежды.

Гладкая тафта

Гобеленовая тафта – толстый материал с крупным узором из разноцветных нитей.

Шанжан – тонкая и легкая ткань с эффектом мерцания и перелива контрастных оттенков с разного ракурса. Еще одно ее название – «переливчатая». Шьют из нее вечерние платья, роскошную нарядную одежду.

Шанжан

Тафта-жаккард – нарядная и дорогая ткань с фактурным выпуклым рисунком одного оттенка на основе-фоне другого цвета. Больше всего ценится тафта со сложным рельефным узором на шелковой основе. Смесовый состав, с различным соотношением в полотне хлопка, синтетических волокон, вискозы, делает материал более доступным.

Крэш (жатая тафта) – материал с эффектом жатой текстуры, характерными складками и заломами различной формы. Мятая структура полотна достигается особым способом его обработки. Ткань с причудливым рисунком из хаотично расположенных складок выглядит необычно и стильно на нарядной одежде, используется для пошива штор. Гладить крэш не рекомендуется.

Жатая тафта

Стрейч-тафта – полотно хорошо тянется в одну сторону, если эластичные волокна добавлены в основную нить либо только в поперечную, или в обе стороны, если эластан присутствует в нитях основы и утка. На степень растяжимости также влияет количества эластичных волокон в составе. Обычно это в пределах 1-30%.

Добавляют лайкру к разным видам тафты: искусственной, натуральной, шанжан, жаккардовой.

Флокированная – тафта с элементами бархатного, замшевого, велюрового напыления.

Атласная тафта – сочетание практичности и изысканности в одной материи. Используется как подкладка и для пошива нижнего белья.

Атласная тафта

Вышитая тафта – натуральная ткань, расшитая шелковыми или металлическими нитями, бисером, пайетками, бусинами, стеклярусом, сутажом, выглядит роскошно. А одежда, покрывала, шторы из нее приобретают неповторимый и нарядный вид.

Вышитая тафта

Виды тафты по назначению

Нарядная ткань – гладкая или с декором, вышивкой. Используется для изготовления предметов интерьера и одежды.

Обивочная ткань – плотная и узорчатая материя с рисунком, нанесенным штампом (набивная тафта) или полученным способом переплетение нитей разного цвета (жаккардовая тафта).

Жаккардовая тафта

Портьерная тафта – используется для изготовления штор, занавесок. Часто содержит в составе синтетику.

Подкладочная тафта – мягкая и тонкая материя, которую получают чаще из ацетата.

Преимущества и недостатки ткани

Как и у любого материала, у тафты есть плюсы и минусы. Причем некоторые качества, которые можно посчитать за недостаток, в случае с тафтой приобретают иной смысл. Например, тафта – это плотная, даже жесткая материя. Но применительно к нарядной ткани, задача которой – хорошо держать форму, образовывать красивые драпировки и фактурные складки в вечерних, свадебных, коктейльных платьев – это скорее плюс, нежели минус.

Достоинства:
износостойкость и долговечность;
водоотталкивающие свойства;
формоустойчивость – при склонности к сминанию, изделия из тафты после стирки и сушки не деформируются;
плотность и прочность – материал при долгом использовании не истончается и не рвется;
ткань выглядит благородно, а вещи из нее привлекают внимание;
воздухопроницаемость – свойственна тафте, натуральной по составу;
одежда не прилипает к телу;
материал с блестящей, гладкой поверхностью хорошо сочетается с бархатом, кружевом, органзой, вуалью, на нем хорошо смотрится вышивка, декор из камней, искусственного жемчуга, стразов и пайеток.
Недостатки:
за тафтой и изделиями из нее нужно бережно ухаживать и в точности выполнять рекомендации производителя – иначе есть риск испортить дорогую вещь;
влагостойкий и жесткий материал не очень приятен к телу – однако изделия из него в основном предназначены для особых случаев;
с тканью сложно работать – она осыпается при раскрое, и приходится увеличивать припуски на швы;
при намачивании не исключена усадка – это также нужно учитывать и перед раскроем проводить декатировку полотна;
материал сильно мнется, а образовавшиеся складки разглаживаются с трудом;
при шитье необходимо использовать тонкую иглу, иначе на полотне останутся проколы от толстой иглы;
нить для шитья должны быть тонкой и подобранной в цвет;
нельзя при сметывании завязывать на нитке узелки – при удалении сметочной нити волокна могут расслоиться.

Что шьют из тафты

В зависимости от назначения ткани, тафту используют в текстильной промышленности для пошива одежды, красивых штор, для изготовления декоративных аксессуаров, в рукоделии и для обивки мягкой мебели.

Одежда

Натуральная тафта чаще всего используется при пошиве вечерних платьев с прозрачными вставками из органзы и кружевом, свадебных платьев молочного и белого цвета, театральных костюмов, нарядной одежды «на выход», костюмов для выступлений гимнасток, аксессуаров для карнавалов.

Красное платье из тафты

Структура ткани такова, что из нее можно шить платья разного фасона и силуэта – приталенные и объемные, длинные в пол и короткие, с высокими вертикальными разрезами или с пышной юбкой.

Зеленое платье из тафты

Глянцевая материя смотрится и в платье невесты, и в элегантном вечернем наряде.

Черное платье из тафты

Особенно красивы платья из переливающейся ткани с эффектом хамелеона.

Синее платье из тафты

Пышные платья для девочек превращают юных модниц разного возраста в настоящих принцесс.

Из хлопковой и вискозной тафты производят повседневную одежду: блузки или туники, платья, брюки, костюмы, юбки. Одежда из однотонной ткани с мягким блеском, приглушенных оттенков, с неброским декором, выглядит нарядной и одновременно лаконичной. Например, жакет или пиджак из тафты уместен даже в деловом гардеробе. Из тафты-стрейч шьют гимнастические костюмы, купальники, одежду для занятий спортом.

Тонкая ацетатная тафта используется чаще как подкладочный материал.

Домашний текстиль

Из плотной, не пропускающей солнечные лучи материи шьют красивые шторы. Для этой цели идеально подходит блестящий материал с эффектом хамелеона, с вышивкой, жатая тафта. По составу это преимущественно синтетическая ткань.

Шторы из тафты

Дополнить шторы можно покрывалом из блестящей материи, подушками в чехлах из тафты, украшенных вышивкой и кистями.

Подушки из тафты

Нарядные лоскутки блестящей ткани, декоративные ленты, можно использовать в рукоделии.

Обивочная ткань

Плотные виды гобеленовой тафты используют для драпировки и обивки мягкой мебели. Тканью перетягивают диваны, кушетки, кресла. Жаккардовые ткани выглядят роскошью в интерьерах разного стиля. Но особенно в византийском и восточном.

Обивку из тафты используют также для оформления детских комнат. Обычно такую ткань выбирают для оформления комнат подростков-девочек.

Правила ухода за тканью

Тафта – ткань капризная. Неправильный уход может безвозвратно испортить любимую вещь. Особо бережного отношения требуют вечерние наряды, декорированные рельефной вышивкой, стразами, бусинами.

Вряд ли получится в домашних условиях удалить стойкие загрязнения. Также производители не рекомендуют стирать жатую тафту. Для этих случаев больше подойдет химчистка. Однако, соблюдая определённые правила, можно постирать самому домашний текстиль из тафты – декоративные наволочки, покрывала, шторы.

Стирка должна быть бережной. И лучше делать это вручную. Но если вещи объемные, их можно отправить в стиральную машину. Допустимая температура воды – 30 °C, и деликатная стирка на специальном режиме.

Ручная стирка

Из моющих средств подойдут жидкие гели для шелка, шерсти и даже обычный шампунь для волос или хорошего качества жидкое мыло.

Вещи из тафты нельзя после стирки выкручивать и отжимать. Сушить, предварительно хорошо расправив изделие.

Если необходима утюжка, то только на режиме «синтетика» или «шелк» через тонкую хлопковую материю или марлю с изнаночной стороны. Жатую тафту гладить нельзя.

Хранить одежду из тафты следует в индивидуальных тканевых чехлах на плечиках.

Наталия Матасова

Дизайнер по шторам с 20-летним опытом. Прекрасно разбираюсь в различных видах тканей и материалов. Делюсь секретами профессионального мастерства, последними трендами в мире тканей и текстильного декора.

TkanExpert.ru
Добавить комментарий