Ткань в клетку: о знаменитых принтах, их разновидностях и истории

Мода

Большое количество материалов со схожим рисунком в клетку поражает многообразием узоров и оттенков. При виде такой материи, не зная правильного названия и не вдаваясь в подробности происхождения хитросплетений орнаментов, часто используется обобщающий термин «ткань в клетку». И сегодня поговорим о разных видах клетчатой ткани и истории возникновения орнаментов, а также о том, почему клетка, наравне с цветами и полоской, – по-прежнему один из модных принтов нынешнего сезона.

История происхождения ткани в клетку

Мода непостоянна во всем. Не исключение и различные принты: в горошек, в клетку, в полоску. Они сменяют друг друга на модных подиумах, разбавляя монохромные наряды, с завидным постоянством.

Что касается клетчатых обновок, пока они не собираются уступать занятые позиции и отправляться на свалку истории. Хотя до недавнего времени к клетчатым вещам многие относились с некоторой опаской, считая, что они подходят только для домашней одежды и ретрообразов.

Период расцвета тканей с различными принтами – середина прошлого века. Среди самых популярных – в том числе и очаровательная клетка в самых разных вариантах. В середине XIX столетия особенно популярны были мадрасская клетка и клетка виши.

Формально к этой же группе можно отнести знаменитую «гусиную лапку», популяризации которой в немалой степени поспособствовала Коко Шанель. Хотя можно сказать, что этот принт родом из Шотландии пользовался любовью и ранее.

В коллекции нынешних сезонов дизайнеры по-прежнему включают одежду в клетку, которая, как и столетие назад, считается признаком хорошего вкуса и утонченности. Свидетельство тому – одежда из шотландки, обосновавшаяся в гардеробе королевских особ.

Из чего состоит и как выглядит клетчатая ткань

Для изготовления ткани в клетку используют не только традиционную шерсть, но и другие натуральные и искусственные волокна. Рисунок наносят на фланель, драп, шерсть. Но чаще всего для этого используют износостойкие хлопковые нити. Выбор сырья в конечном счете определяет внешний вид, стоимость и технические характеристики полотна, объединенного схожим орнаментом.

Клетчатая ткань – это не что иное, как однородное полотно с рисунком, образованным за счет переплетения саржевым способом множества волокон. Особенность такого орнамента – симметрично расположенные крупные клетки. Они отличаются способом соединения и порядком расположения разных по размеру ячеек. Внутри принта часто используется дополнительное декорирование в виде диагоналей, соединяющих линий.

В зависимости от используемого сырья, различаются физические характеристики, плотность и свойства материала. Например, льняное или хлопковое полотно – это клетчатая ткань с минимальной плотностью. Драп, фетр, шерсть – это уже более надежные и прочные ткани. Однако, для всех видов клетчатой ткани характерно свойство постепенного равномерного истирания узора. Это происходит при регулярной стирке вещей и под воздействием внешних факторов.

Особенности окрашивание полотна

При изготовлении дорогих вещей для окрашивания полотна используют качественные красители, которые даже при длительном ношении сохраняют насыщенность основного фонового цвета и расположенных на нем разноцветных линий.

Способ нанесения красителя и его тип зависит от того, из каких волокон состоит ткань. Овечью шерсть, из которой изготавливали классические шотландские килты, окрашивали натуральными красителями, которые преобладали в природе в той или иной местности. Сейчас же это могут быть красители любого происхождения.

На деликатных тканях клетку наносят анилиновыми красителями, которые глубоко проникают в структуру волокна, равномерно его окрашивая и получая насыщенный оттенок.

Основные этапы окрашивания:

  • чтобы краска проникала беспрепятственно внутрь волокон, его очищают от следов жира, от примесей и остатков парафина;
  • подготовленное полотно отбеливают, сушат в машине и отпаривают;
  • помещают материал в емкость со смесью краски и веществ, регулирующих кислотность раствора;
  • чтобы получить нужный принт, на уже окрашенное полотно наносят способом вытравной печати тот или иной орнамент – так обрабатывается большинство тканей;
  • для некоторых тканей в клетку используют способ окрашивания каждой нити перед их переплетением – рисунок получается более симметричным.

Самые популярные виды клетки

Клетчатые узоры различаются по цвету и размеру принта. За долгое время своего существования, вслед за новыми тенденциями в мире моды, в рисунок добавлялись различные декоративные элементы, использовались разные варианты оттенков при окрашивании сегментов, менялся орнамент.

Тартан или шотландка

Историю появления этого клетчатого орнамента, который состоит из вертикальных и горизонтальных полос, последовательно образующих прямоугольные ячейки с диагональными симметричными полосами, традиционно связывают с Шотландией и национальным мужским костюмом – килтом.

Хотя существуют исторические свидетельства, подтвержденные археологическими раскопками, существования клетчатой материи и в более ранние периоды в жизни различных цивилизаций. Например, это египетская древняя мумия в клетчатом саване, клетчатые тоги древних римлян или клетчатые кимоно японских самураев.

Но «шотландка» – клетка, которая известна больше всего. Ее определение, как ткани с узором клетка, образованным цветными шерстяными нитями утка и основы, заранее окрашенных в нужный цвет, способом саржевого или крепового мелкоузорчатого переплетения, применимо полностью и к термину «тартан».

Словарное значение слова «тартан» (английское «tartan») трактуется буквально как «рисунок». Также оно использовалось изначально для определения особого принципа плетения полотна. В сегодняшней интерпретации значение «тартан» чаще всего используется для обозначения клетчатого узора.

Тартан
Тартан – классический шотландский рисунок в клетку в красно-зеленых тонах

В каждой местности Шотландии, каждый клан, создавая из овечьей шерсти килты, придумывал свой цвет и свой узор. Предположительно, отсюда и появилось название ткани «tuar tan» (тартан), что переводится как «цвет местности». Такое поэтическое название было вызвано практичной реальностью.

Пестрый клетчатый узор на самом деле был привязан к конкретной местности. Сотканный вручную из овечьей шерсти тартан нужно было покрасить. Естественно, для этого использовались натуральные красители, которые можно было добыть в данной местности.

Шотландская клетка тартан

В каждом регионе это было что-то свое. Где-то полотно окрашивали в коричневый цвет, используя для этого морские водоросли. Где-то использовали чернику и получали синий цвет. При окрашивании материи корой ольхи полотно получалось черным. Если использовался василек – зеленым. Желтую краску добывали из костенца и папоротника, красную – из скального лишая.

За той или иной местностью закреплялись определенные расцветки, которые становились принадлежностью рода, проживающего там. По цвету ткани, из которой был сделан килт, можно было понять, откуда прибыл путник и где проживает его клан. Но не только это. По цвету и количеству полос можно было судить о состоятельности владельца килта и его статусе. Чем больше полосок и цветов, тем выше его положение в обществе.

Шотландский клан

Особым признаком именитости и самым престижным из цветов считался красный. Получить его из натуральных красителей было достаточно сложно. И, соответственно, не каждый мог использовать в родовом тартане этот цвет.

«Шотландкой» условно можно назвать все семейство материалов тартан – то есть тканей с рисунком в крупную клетку. В то время как самих тартанов по всей Шотландии насчитывается не один десяток. Каждый из них имеет свое название и отличается от других количеством нитей, используемых в производстве, и цветовой гаммой.

Килт – это не юбка, как часто ошибочно называют отрез ткани в клетку, обмотанный вокруг мужской талии и надежно зафиксированный пряжками и ремешками, жители других стран. Изначально это был шерстяной большой плащ, который согревал холодными ночами горцев.

Килт

Тартан (шотландка) с расцветкой дома Стюартов или «Красный королевский Стюарт» позже превратился в символ королевской английской семьи. Его ввела действующая королева Елизавета II.

Royal Stewart

Расцветка британского королевского дома «Роял Стюарт» отличается сдержанной роскошью, традиционностью и умеренностью. Наряды из клетки тартан в различной цветовой комбинации носила принцесса Диана. Не игнорируют вещи с такими принтами Меган Маркл и Кейт Миддлтон, выбирая их для официальных мероприятий и деловых поездок.

Royal Stewart

Тартан Caledonia (Каледони)

Эта разновидность орнамента не означает исторической принадлежности данного вида тартана к какому-либо социальному слою в обществе. Носить его мог любой шотландец. Такая нейтральность и отсутствие привязки к месту или статусу сделало его самым распространенным не только в самой Шотландии, но и в мире.

Тартан Caledonia

Burberry («Берберри»)

Узор в крупную клетку под названием Nova появился в 1924 на подкладочной ткани английских тренчей известной британской марки Burberry. Его придумал, вдохновившись орнаментом традиционного шотландского пледа в песочных теплых тонах, основатель этого бренда Томас Берберри.

Расцветка классического тартана была немного изменена. Новый принт состоит из песочного фона, на который наносят белые, красные, черные крупные полоски, которые пересекаются между собой. Причем из подкладочной ткань с этим узором давно перекочевала в шарфы, сумки, одежду, зонты, шлепанцы и другие аксессуары. А клетка «Берберри» стала своего рода неким символом Британии. И хорошо знакома модницам.

Burberry

Black watch («блэк уотч» или «черный страж»)

Название этого известного кланового тартана переводится как «черный дозор». Современная сине-зеленая камуфляжная расцветка пришла из XIX столетия. Тогда из этого материала шили только военную форму для особого полка, который создал для защиты интересов Британской империи Георг II.

Black watch

Это была военная амуниция из шотландки с благородным узором блэк уотч насыщенных глубоких тонов в чередующихся зеленых и темно-фиолетовых клетках, между которыми пролегают две пересекающиеся тонкие линии. Ткань и сегодня выглядит очень современно.

Кейт Миддлтон в платье с принтом Black watch
Кейт Миддлтон в платье с принтом Black watch

«Дресс Гордон» (Dress Gordon)

Этот принт указывает на историческую принадлежность к одноименному клану.

«Дресс Гордон»

Клетка «бордер тартан» (Border tartan)

Это узор пастухов, которые проживали рядом с границей с Англией в местечке Бордер. Используя именно этот принт, они как бы показывали всем остальным, что не относятся ни к одному из существовавших кланов. В неспокойные времена это и был самый безопасный наряд. Этот тартан позже стал прародителем «гусиной лапки». Его другое название – Shepherd tartan или черно-белая клетка (Check-Black-White).

Клетка «бордер тартан»

«Куриная лапка» («пье-де-кок»), «ломаная лапка», «собачий зуб», «гусиная лапка» («пье-де-пуль»)

Незатейливый узор, известный под этими названиями, выглядит как клетка с вытянутыми углами. Геометрический двухцветный узор из абстрактных многоугольников и асимметричных линий графически похож на отпечатки гусиных или куриных лапок. И чем-то напоминает передние собачьи клыки. Эти клетки очень похожи друга на друга и их часто путают.

Такой эффект визуально создается способом перекрестного плетения четырех темных и четырех светлых нитей, которые чередуются в последовательности 2/2. В классическом варианте используется сочетание белых и черных сегментов. Однако в современной клетчатой ткани допускаются и другие цвета.

Куриная лапка выполняется традиционным саржевым способом плетения Glen Plaid.

Ткань в черно-белую куриную лапку
Ткань в черно-белую куриную лапку

Появился он как индивидуальный принт в XIX веке, преобразовавшись из традиционного тартана. По сути, это тот же шотландский узор border tartan, но в укрупненном современном варианте.

Именно этот орнамент стал очень популярным в XX столетии. Произошло это во многом благодаря Коко Шанель, которая сделала хорошо знакомый узор более графичным и крупным. В гусиную лапку стали облачаться особы королевских семей, дипломаты и политики, светские модники.

Например, классическая одежда с принтом «куриная лапка» была замечена на испанской королеве Летиции и принце Уэльском.

Королева Испании Летиция в платье с принтом «куриная лапка»
Королева Испании Летиция в платье с принтом «куриная лапка»

Позже принт, попав в поле зрения дизайнеров, менял величину клетки и цвет. А в XXI веке появились брендовые дутые жилетки, куртки-бомберы, кепки, кеды и другие аксессуары с таким же узором.

Это все та же «гусиная лапка», но орнамент более крупный с несколько деформированной клеткой с нечеткими краями и вытянутым углом.

Принт «собачий зуб»
Принт «собачий зуб»

Пепита (Pepita)

Еще одна клетка, которая напоминает узор «куриная лапка». Иногда их путают. Но разница все-таки есть, если внимательно приглядеться. В пепите рисунок состоит из маленьких квадратов, по углам которых расположены небольшие «завитушки», которые между собой соединяются по диагонали. В то время как клетки в «гусиной лапке» соединяются под прямым углом.

Пепита

Узор назвали по имени Пепиты-де-Олива – популярной в то время испанской танцовщицы.

Сегодня клетка пепита утратила былую популярность. Чаще всего ее используют в подкладочных тканях брендовых вещей, а также в производстве сумок, обуви, шерстяных и трикотажных предметов гардероба.

Гленчек или «Принц Уэльский»

Этот сдержанный узор – по сути, одна из разновидностей родового тартана здешних мест. По легенде его придумала и использовала в одежде своих егерей графиня семейства Сифилд. Орнамент появился в местечке Инвернессшир неподалеку от озера Лох-Несс и долины Гленуркхарт в XIX веке в горной Шотландии. От названия долины произошла первая половина названия «глен». Вторая же часть от английского слова check – клетка.

Гленчек

Для классического гленчека характерно чередование темных и светлых полос в горизонтальном и вертикальном направлении, которые при переплетении образуют прямоугольную и квадратную мелкую клетку. В этом орнаменте в основном используют белый и черный цвет. Иногда черный заменяют на серый. Также допускаются и другие оттенки приглушенных тонов.

Особенность этой клетки в том, что она как бы есть и ее как бы нет. Если смотреть издалека, тонкие полоски и приглушенные цвета делают полотно практически однотонным. Рисунок выглядит благородно и хорошо сочетается с другими принтами и оттенками.

Гленчек имеет еще одно название – «Виндзорская клетка» или «Принц Уэльский». По одной из версий, Эдуард VIII, принц Уэльский и герцог Виндзорский, во время очередной охоты увидел на егерях графини Сифилд костюмы из этой ткани, которые пришлись ему по вкусу. И, что называется, ко двору. Даже несмотря на то, что новый узор предназначался и был придуман для простолюдинов.

Принт гленчек

Отличаясь оригинальными предпочтениями в моде и одежде, он все чаще появлялся в костюмах с таким принтом в свете. Моду на новую клетку быстро подхватили и другие. Кейт Миддлтон, герцогиня Кембриджская – также в числе любителей традиционного гленчека. Одежда из ткани с этим узором смотрится великолепно: строго, официально и стильно.

На самом деле, аристократичная и сдержанная ткань как нельзя лучше подходит для мужского костюма. Но в наше время из плотной полушерстяной, шерстяной и смесовой ткани шьют и женскую одежду. Особенно хорошо нейтральный узор с ахроматической гаммой смотрится в костюмах и пальто. Не игнорируют гленчек и дизайнеры интерьеров.

При желании создать более раскрепощенный образ, гленчек можно дополнить однотонной одеждой других цветов или даже сочетать с более крупной клеткой другого принта.

Гленчек

Клетка «виши»

Незамысловатый и очень простой узор этой клетки был придуман ткачами французского города Vichy (Виши) в 1850 году. В классическом варианте – это хлопчатобумажная двухцветная ткань с рисунком в виде мелкой клетки. Ее изготавливают из нитей двух цветов. Основной – белый. Второй же – красный или синий. При пересечении цветных нитей получается линейный узор.

Клетка «виши»

В современных тканях с принтом «виши» встречаются комбинации белого с любыми оттенками. Например, сочетание черного и белого. А размер клетки может быть не только мелким, но и более крупным.

Сами французы не очень высоко оценили свое изобретение. Ткань с рисунком с обеих сторон использовали в основном для салфеток, скатертей, полотенец, штор, покрывал, пледов. Контрастная клетка отлично вписалась в стиль прованс и кантри. Часто встречалась в интерьере парижских кафе. Впрочем, известна она была также и в других странах.

Однако, по-настоящему популярной клетка «виши» стала в 1959 году, когда на обложке модного журнала ELLE появилась фотография Бриджит Бардо в свадебном платье. Но не в традиционном белом, а сшитом из клетчатой ткани. Эффект, произведенный Бриджит Бардо, вдохновил модниц разных стран. Они тут же захотели сшить наряд с таким же принтом.

В последующие годы знаменитая актриса продолжала проявлять интерес к клетке виши, не раз появляясь на публике то в шортах и брюках капри, то в юбках из этой ткани.

 

Французская актриса Бриджит Бардо в платье с принтом виши
Французская актриса Бриджит Бардо в платье с принтом виши

Из современной двухцветной клетки шьют юбки, рубашки, платья, столовый текстиль.

В разных странах клетка виши называется по-разному. Например, ткань с этим принтом в Великобритании называют Gingham (Гингам, Гингем). По одной из версий такое название произошло от малайского слова «genggang» – чередование разноцветных полос. По другой – оно связано с французским городом Генгам в Бретани.

Клетка, по сути не имеющая никакой аристократической богатой истории и больше ассоциирующаяся с чем-то уютным, домашним, романтичными образами, тем не менее появляется снова в одежде монарших особ.

Кейт Миддлтон
Кейт Миддлтон
Леди Ди, известная модница, виртуозно сочетает яркий принт с однотонной одеждой
Леди Ди, известная модница, виртуозно сочетает яркий принт с однотонной одеждой

В Нидерландах, где ткань с узором «виши» очень популярна, ее называют Brabants bont. Ну а во франкоговорящих странах эту ткань называют «виши».

Мадрасская клетка (Madrasi or Madras check)

Узор мадрас чем-то схож с клеткой тартан. Однако, он выглядит, как асимметричная крупная клетка, выполненная в ярких тонах. Еще ее одна характерная особенность: настоящий мадрас – ткань двухсторонняя с рисунком с обеих сторон.

Мадрасская клетка принт
Мадрасская клетка

Эта комфортная легкая ткань, в противовес тяжелым, плотным материалам, разработанным в Европе, появилась в солнечной Индии в городе Мадрас. Ее часто называют воплощением лета. И это действительно так.

Летняя, легкая, дышащая ткань с мадрасской клеткой украшает одежду для детей, женские платья, бермуды, шорты, платки, мужские рубашки. А вот появляться на официальных мероприятиях или в деловой среде в одежде из этой ткани недопустимо.

Мадрасская клетка платье

Конечно же, за основу при ее изготовлении индийцы взяли узор хорошо известной в мире шотландской клетки. Но сделали совершенно иной рисунок, вложив в него свою любовь к ярким, броским краскам, необычным сочетаниям цветов.

Современную мадрасскую ткань и одежду из нее производят сейчас не только в Индии. При этом используют разные цвета без какого-либо ограничения, часто в весьма оригинальных и смелых комбинациях. Из-за использования не только натуральных красителей (раньше были только такие), но и искусственных, цвета стали насыщеннее и ярче.

Мадрасская клетка

Таттерсолл (Тэтэсол, Tattersall) 

Орнамент под названием «таттерсол», нанесенный на лошадиные попоны фирмы Tattersall’s, со временем перекочевал на мужские рубашки. Изначально фоновым цветом был бежевый, белый, кремовый. Полоски, пересекающиеся под прямым углом, окрашивали в сине-черные, красно-черные, сине-фиолетовые, фиолетово-коричневые, розово-зеленые оттенки. Но допускались и другие цветовые сочетания.

Таттерсолл

Принт таттерсолл популярен и сегодня. И является своего рода символом сельской английской жизни. Из этой ткани часто шьют мужские рубашки, которые хорошо сочетаются с жакетами, твидовыми пиджаками и другой клеткой.

Это не что иное, как узор из хорошо известных ромбов, представляющих из себя четырехугольник с одинаковыми сторонами или квадрат. Их особенность – расположены геометрические фигуры всегда в шахматном порядке. И часто по ним проходит тонкая контрастная полоска.

Принт «аргайл»

Принт «аргайл» приобрел популярность в XX веке, когда в продаже появились дорогие жилеты и поло с таким орнаментом бренда Pringle of Scotland.

Предположительно свое название и расцветку орнамент получил от названия старинного шотландского графства Аргайл, где производимые кланом Кэмпбеллов в XVII веке килты украшались похожими на современный аргайл узорами. С конца XIX века с развитием технологий и прядильной техники этот узор запустили в массовое производство.

Принт «аргайл»

Сначала это были гольфы и носки с оригинальным принтом. Позже узор стали использовать для мужских пуловеров, безрукавок с V-образным вырезом, которые быстро превратились в своего рода британскую классику.

Модели с аристократическим, оригинальным рисунком в жилетках, кардиганах, свитерах и ныне смотрятся стильно. И не только в мужской, но и женской одежде.

Джемпер Джемпер Принт «аргайл»

Кому подходит клетка и с чем ее сочетать

Клетка – принт универсальный. Она подходит для любого стиля одежды и под разные параметры фигуры. Главное – выбрать то, что действительно соответствует назначению одежды, подходит по характеру и внешности. В клетчатом платье, дополнив его аксессуарами или в сочетании с другой одеждой, можно пойти на работу, на встречу с друзьями и даже на торжественный прием.

Юбка в клетку

В этом сезоне любая клетка, как и прежде, – трендовый принт. Любая клетчатая обновка выглядит современно и стильно.

Среди фаворитов – фланелевая рубашка, особенно с крупной клеткой. Дополненная жилетом, она отлично смотрится с косухой, джинсовой курткой и идеально вписывается в стиль casual. В то время как рубашка в мелкую клетку с идеальной посадкой по фигуре подойдет для создания классического делового образа.

Рубашка в клетку

Актуальны пальто оверсайз, удлиненные жакеты с агрессивным принтом в крупную яркую клетку. При этом в тренде и менее яркая мелкая клетка, которую легче сочетать с другой одеждой.

Пальто в клетку

Как сочетать принты

Любая клетка хорошо сочетается с вещами из однотонной нейтральной ткани: черной, бежевой, коричневой или такого же цвета, как один из цветов принта. Создавая более смелые яркие образы, можно использовать в одном ансамбле несколько разных принтов. Но это потребует определенного вкуса и осторожности. Высока вероятность переборщить с цветами.

Женский костюм

Например, в сочетании клетка + полоска клетчатую яркую вещь можно дополнить одеждой с полосатым принтом, но в более приглушенной цветовой гамме.

Клетка с полоской в одежде

Более актуально и ярко будет смотреться костюм из брюк со строгой клеткой, дополненный жакетом или блузкой в той же цветовой гамме, что и один из основных элементов принта.

Брючный костюм в клетку

Сфера применения

Ткани с клеткой используют не только для пошива изделий делового гардероба, классических костюмов, нарядов для официальных мероприятий, но и летних шорт, рубашек, одежды для отдыха и прогулок. Принты приглушенных оттенков хорошо смотрятся на домашнем текстиле – шторах, постельном белье, пледах, скатертях и салфетках.

Шторы в клетку

Рекомендации по уходу

Стирать, сушить, гладить ткань в клетку, чаще всего изготовленную из натурального сырья, следует примерно так же, как и другие натуральные материалы. То есть стирка с учетом особенностей типа той или иной ткани в клетку в рекомендуемом диапазоне температуры воды 30-40 градусов. Стирать можно как вручную, так и в машине.

Вещи желательно не замачивать и стирать отдельно от другой одежды. Использовать жидкие мягкие средства, которые хорошо растворяются в воде и не оставляют следов на одежде. Не во всех случаях рекомендован машинный отжим. Это может привести к деформации формы одежды.

Сушить, избегая попадания на ткань солнечных лучей. И на свежем воздухе. Гладить с изнанки. Так удастся избежать лоснящихся пятен и неестественного блеска отдельных мест на изделии.

Наталья Кадацких

Дизайнер по шторам с 20-летним опытом. Прекрасно разбираюсь в различных видах тканей и материалов. Делюсь секретами профессионального мастерства, последними трендами в мире тканей и текстильного декора.

TkanExpert.ru
Добавить комментарий

  1. Татьяна

    Какое разнообразие клетки! Вот уж точно — «век живи, век учись».

    Ответить